ЗАСЕДАНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА

24 мая 2019

Состоялось заседание Пленума Верховного суда Республики Узбекистан.

plenum.png

В заседании, прошедшем в режиме видеоконференцсвязи, приняли участие судьи Верховного суда, председатели и судьи судов по уголовным и гражданским делам, административных, экономических и военных судов, члены Научно-консультативного совета при Верховном суде, члены Сената и депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса, представители Конституционного суда, Высшего судейского совета, соответствующих министерств и ведомств, ответственные сотрудники правоохранительных органов, ученые-правоведы и представители средств массовой информации. 
 
На заседании, которое вел председатель Верховного суда Республики Узбекистан К. Камилов, отмечалось, что проводимые в нашей стране последовательные реформы по обеспечению верховенства закона и укреплению законности служат демократизации и либерализации судебно-правовой системы. В результате надежно защищаются права и свободы граждан, обеспечивается справедливость в обществе. Речь также шла о выполнении приоритетных задач, возложенных на судебную систему, обеспечении справедливости в обществе, системной работе по надежной защите прав граждан. 
 
Как отмечено, осуществляемые по инициативе Президента Шавката Мирзиёева судебно-правовые реформы играют важную роль в обеспечении верховенства закона и дальнейшем реформировании судебно-правовой системы, расширении гарантий надёжной защиты прав и свобод граждан, укреплении законности, повышении уровня доступа к правосудию. 
 
В ходе прошедшего заседания обсуждены проекты постановлений Пленума Верховного суда «О судебной практике по рассмотрению уголовных дел в порядке надзора», «О решении суда» и «О некоторых вопросах применения норм Экономического процессуального кодекса Республики Узбекистан в суде первой инстанции», которые по сущности направлены на обеспечение прав и интересов человека, способствуют точному и единообразному применению законов в этой сфере и формированию единой судебной практики. 
 
В частности, рассмотренный на заседании Пленума проект постановления «О судебной практике по рассмотрению уголовных дел в порядке надзора», разработан в связи с изменениями, внесёнными в Уголовно-процессуальный кодекс, а также в целях обеспечения единообразного и правильного применения норм закона. Данным постановлением разъясняется, что в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом право обжаловать вступившие в законную силу приговор, определение, постановление суда предоставлено участникам судопроизводства на стороне обвинения (прокурор, потерпевший или его представитель, гражданский истец или его представитель) и на стороне защиты (лицо, в отношении которого дело прекращено без решения вопроса о виновности, осужденный (оправданный), его защитник или законный представитель, гражданский ответчик или его представитель). Право обжалования судебных актов в порядке надзора имеют также иные лица, чьи права или законные интересы затрагивают эти решения. К числу таких лиц относятся, например, залогодатель либо лицо, на имущество которого наложен арест в порядке обеспечения иска или исполнения приговора. 
 
Гражданский истец, гражданский ответчик и их представители вправе обжаловать судебные акты лишь в части, относящейся к гражданскому иску. Оправданное лицо, его защитник и законный представитель вправе обжаловать приговор в части мотивов и оснований оправдания. Законом другие лица не наделены правом обжалования судебных актов в порядке надзора. Жалоба, протест в порядке надзора подается непосредственно в Верховный суд Республики Узбекистан. Надзорное производство возбуждается лишь по делам, рассмотренным в апелляционном или кассационном порядке. Законом не установлен какой-либо срок для подачи жалобы (протеста). Вместе с тем, по смыслу соответствующей статьи Уголовно-процессуального кодекса не может быть рассмотрена судом надзорной инстанции жалоба (протест), поданная по истечении одного года со дня вступления приговора (определения) в законную силу, если в жалобе (протесте) ставится вопрос о необходимости применения закона о более тяжком преступлении, усилении наказания или других изменениях, влекущих ухудшение положения осужденного (например, признание осужденного особо опасным рецидивистом, определение более строгого вида колонии по исполнению наказания, отмена условного осуждения, увеличение размера имущественного вреда, если это повлечет изменение квалификации преступления либо содержания обвинения в сторону, ухудшающую положение осужденного и др.), а также об отмене оправдательного приговора либо определения суда о прекращении дела. При этом годичный срок надлежит исчислять со дня вступления соответствующего приговора, определения или постановления суда первой инстанции в законную силу по день принятия решения судом надзорной инстанции. Если жалоба (протест) подана в течение годичного срока, но этот срок истек до принятия по делу решения, в зависимости от стадии ее разрешения оставляется без рассмотрения либо без удовлетворения, о чем сообщается лицу, подавшему жалобу (протест). В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом жалоба подлежит рассмотрению судом надзорной инстанции в течение месяца, а в случае истребования и проверки дела – в срок до двух месяцев со дня его поступления.
 
В связи с принятием Гражданского процессуального кодекса в новой редакции и в целях обеспечения единообразного и правильного применения норм закона разработан проект постановления Пленума «О решении суда». Следует отметить,  что в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом решение является одной из форм судебного акта, принимаемого судом первой инстанции по результатам рассмотрения по существу дел искового и особого производства. Решение принимается именем Республики Узбекистан и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Республики Узбекистан всеми государственными и иными органами, организациями, должностными лицами и гражданами. Постановление обращает внимание судов на то, что в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом решение суда должно быть основано  на законе. Решение является обоснованным, если в нем отражены имеющие значение для дела факты, подтвержденные исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждающимися в доказывании, а также исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных фактов. Судья должен принимать решение в отдельном помещении (совещательной комнате) немедленно после окончания разбирательства по делу. Отложение составления мотивированного решения допускается в исключительных случаях по особо сложным делам на срок не более пяти дней. В таких случаях составляется лишь вводная и резолютивная части решения. 
 
Резолютивная часть решения   подписывается  и объявляется судьей в том же заседании суда, в котором закончилось разбирательство дела и  приобщается  к делу. При объявлении резолютивной части решения председательствующий обязан разъяснить, когда лица, участвующие в деле, их представители могут ознакомиться с мотивированным решением, что отражается в протоколе судебного заседания. В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом решение суда должно состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей. Также внимание судов обращено на необходимость разъяснения председательствующим сути принятого решения после его объявления.
 
Рассмотренный на заседании проект постановления Пленума «О некоторых вопросах применения норм Экономического процессуального кодекса Республики Узбекистан в суде первой инстанции» обращает внимание экономических судов на необходимость разрешения споров в строгом соответствии с Конституцией Республики Узбекистан, Экономическим процессуальным кодексом и другими актами законодательства в условиях обеспечения равноправия сторон, гласности судопроизводства, состязательности и других принципов правосудия. В соответствии с Экономическим процессуальным кодексом любое заинтересованное лицо вправе обратиться в экономический суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав либо охраняемых законом интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом. При этом, под заинтересованным лицом следует понимать лицо, обращающееся о защите нарушенных либо оспариваемых его прав и законных интересов (истец, ответчик по встречному иску, заявитель, третье лицо, заявляющее самостоятельные требования на предмет спора). Суд возбуждает дело по заявлениям заинтересованных лиц; прокурора; государственных органов и иных лиц в случаях, когда по закону они имеют право на обращение в суд в защиту прав и охраняемых законом интересов юридических лиц, граждан, интересов общества и государства.
 
Вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех государственных органов, органов самоуправления граждан, иных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Республики Узбекистан. В связи с тем, что судебные акты, подписываемые судьей, оставляются в деле, копии их, направляемые лицам, участвующим в деле, должны заверяться гербовой печатью с внесением записи «с подлинным верно», а если судебный акт направляется в виде электронного документа, он должен быть подтвержден электронной цифровой подписью судьи.
 
Как отмечалось на заседании, обсуждённые проекты постановлений Пленума важны тем, что направлены на единообразное и правильное применение норм действующего законодательства, формирование единой судебной практики, надёжную защиту прав и законных интересов граждан, дальнейшее повышение эффективности правосудия. 
 
По рассмотренным на заседании вопросам были приняты соответствующие решения.
 
 
Пресс-служба
Верховного суда 
Республики Узбекистан